Дискуссионная площадка

Верните советское образование, и все будет хорошо?



Уважаемые коллеги!

 

В апреле 2020 года в программе ММСО была проведена премьера 4-хсерийного фильма «Свободная школа». Помимо самой премьеры состоялось обсуждение фильма с его героями: с А.Каспржаком и Е. ЛенскойА. АсмоловымВ. БолотовымИ. Реморенко и Н. Третьяк.


Сегодня мы рады представить работу Александра Милкуса и лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» с вышедшей книгой.

 
 

КНИГА НЕДЕЛИ

«Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло»

Автор: Александр Милкус. Издательство АСТ, 2021 год

 

Для того чтобы знать, куда мы сегодня идем, нужно понимать, что оставляем за спиной.

На книжных сайтах появилась электронная версия книги «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло».  Эта книга является частью большого проекта «Свободная школа», который проектно-учебная лаборатория медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» выполняла в течение трех лет. Состоит проект из четырехсерийного документального фильма, ряда интервью с людьми, в разное время определявших стратегию развития системы образования, библиотеки важнейших документов, многие из которые были специально оцифрованы, а также книги «Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло», написанной по материалам проекта.  

___

Родился проект из звонка обычного слушателя Сергея из Самары на радио «Комсомольская правда». «Верните советское образование, и все будет хорошо!» - отметил слушатель.

___

 

Ностальгия по советскому образованию и сейчас невероятно популярна. Однако можно ли вернуть ту систему, которая сложилась много десятилетий назад? И почему в начале 80-х годов прошлого века система образования не устраивала ни власти, ни учителей? Ответы на эти вопросы сможет найти тот, кто прочтет книгу Милкуса.

Работа посвящена периоду с 1984 по 2012 годы – от очередной реформы образования, проведенной ЦК КПСС, до ухода с поста министра образования Российской Федерации Андрея Фурсенко. Книга основана на документах, принятых в разное время и задававших рамки развития системы образования. Вы узнаете, кто был автором «вариативности образования», кто ввел в обиход термин «компетенции», почему развернулась война между книжными издательствами, как родился Единый государственный экзамен и какова роль фонда Сороса в новой системе образования России.

При этом эта книга не является сборником сухих документов. В ней вы прочтете о судьбе популярных учителей-новаторов и подготовленном ими манифесте, узнаете, кто был автором первого Федерального закона «Об образовании», как родился предмет «основы религиозных культур и светской этики», почему в стране не ввели 12-летку, кто разделил обучение в вузах на бакалавриат и магистратуру и как возникли первые частные гимназии, лицеи и вузы.

Кроме того, о том, как менялась система образования в России, а также почему принимались те или иные решения, откровенно рассказывают бывшие министры Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко, заместители министров Александр Асмолов, Виктор Болотов, Елена Чепурных, Игорь Реморенко, Наталья Третьяк, Владимир Шадриков, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководители региональных систем образования Любовь Кезина и Ефим Коган, известные педагоги Шалва Амонашвили, Анатолий Каспржак, Виктор  Рябов, Елена Ленская, Исак Фрумин. О том, как создавались школы «нового образца», вспоминают Татьяна Меркулова, основатель Гимназии №1 Новороссийска, Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор центра образования №686 «Класс-Центр, Ахтам Чугалаев, директор школы высшей категории, учитель математики высшей категории.

 
 
Screenshot_2021-02-17_at_22
 

Книга уникальна еще и тем, что по QR-кодам, опубликованным на ее страницах, можно получить доступ к полным текстам всех основополагающих документов системы образования разных периодов. Кроме того, на сайте проекта «Свободная школа» можно послушать обсуждения фильма, которые состоялись в рамках ММСО-2020 с Александром Асмоловым, Анатолием Каспржаком, Еленой Ленской, Виктором Болотовым, Игорем Реморенко, Натальей Третьяк.

"Современный урок. Какой он?"






Принципы обучения:

Принцип сознательности и активности.
При условии принятия учащимися цели и совпадения мотива с ней
·   при прослушивании лекции усваивается 5% материала,
·   при самостоятельном чтении 10% материала,
·   при аудио-видео обучении – 20%,
·   при демонстрации – 30%,
·   в дискуссии – 50%,
·   когда практика включена в процесс деятельности – 75%,

·   обучение других – 90%.



Принцип доступности
Прнцип учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода
Принцип научности
Принцип наглядности
(Ничего не было бы в сознании, что заранее не было в ощущении).
·   Органы зрения пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем органы осязания.
·   87% информации усваивается зрительно,
·   9% - на слух,
·   4 % – через остальные органы (кинестетик никогда не поймет учителя, если тот не будет жестикулировать).

Принцип системности и последовательности
Принцип прочности (чем интереснее – тем прочнее)
непроизвольное запоминание
критические точки
·   1-4 минута урока – 60% усвояемости материала
·   5-23 мин – 80%
·   24-34 мин – до 45-60%
·   35-45 мин – до 6%
·   звонок – 0%
Ведущая идея должна быть прокручена за урок 5 раз.
кризисы внимания
·   14-18 минута от начала урока
·   25-29 минута
·   34-40 минута.

Пинцип связи теории с практикой



Гигиенические критерии рациональной организации урока



Факторы урока
Уровни гигиенической рациональности урока


Рациональный
Недостаточно рациональный
Нерациональный
1
Плотность урока
не менее 60%
и не более 75-80%
85-90%
более 90%
2
Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров)
4-7
2-3
1-2
3
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
не более 10 мин
11-15 мин
более 15 мин
4
Частота чередования различных видов учебной деятельности
 через 7-10 мин
через 11-15 мин
через 15-20 мин
5
Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы)
не менее 3
2
1
6
Чередование видов преподавания
через 10-15 мин
через 15-20 мин
не чередуются
7
Наличие эмоциональных разрядок (число)
2-3
1
нет
8
Место и длительность применения ТСО
в соответствии с гигиеническими нормами
с частичным соблюдением гигиенических норм
в произвольной форме
9
Чередование позы
поза чередуется в соответствии с видом работы. учитель наблюдает за посадкой учащихся
имеются случаи несоответствия позы виду работы. учитель иногда контролирует посадку учащихся.
частые несоответствия позы виду работы. поза не контролируется учителем.
10
Физкультминутки
две за урок состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью
отсутствуют
11
Психологический климат
преобладают положительные эмоции.
имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционального индифферентный
преобладают отрицательные эмоции.
12
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
не ранее чем через 40 мин.
не ранее чем через 35-37 мин.
менее чем через 30 мин.



Комментариев нет:

Отправить комментарий